Проекты_наука и образование

Мониторим рынок труда

В настоящее время в условиях глобализации и цифровизации общества появляются новые виды деятельности, которые требуют от людей определенных знаний и навыков. Технологизация ведет к трансформации структуры рынка труда: одни процессы развиваются, что влечет за собой появление новых профессий, другие процессы устаревают и приводят к снижению актуальности некоторых профессий. 
Для удовлетворения спроса на рынке труда необходимо понимать, какие компетенции являются приоритетными, и иметь возможность их развивать. В рамках национального проекта «Демография» с 2019 года реализуется федеральный проект «Содействие занятости», целью которого является организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан, а также повышение эффективности деятельности служб занятости. Проект «Содействие занятости» призван помочь гражданам повысить квалификацию и востребованность на рынке труда, сменить профессию или открыть собственное дело. Операторы данного проекта предоставляют большое количество образовательных программ (в качестве программ дополнительного профессионального образования или программ переквалификации граждан).
Для определения наиболее востребованных профессий, специальностей, навыков и компетенций необходима комплексная оценка и мониторинг современного состояния рынка труда. Однако, в настоящее время отсутствует единый и универсальный перечень компетенций и навыков, необходимых в разных сферах профессиональной деятельности, что позволило бы анализировать состояние рынка труда в автоматизированном режиме. А также отсутствуют инструменты для комплексной оценки и прогнозирования состояния рынка труда. 
Целью проекта является разработка аналитических инструментов для комплексной оценки и мониторинга современного состояния рынка труда.
В рамках проекта планируется решить следующие группы задач:
1.  Анализ текущего состояния рынка труда, включая региональные рынки труда (объем предложения, требуемые навыки и компетенции, объем спроса, реальные и потенциальные безработные);
2. Идентификация компетенций (разработка модели компетенций на примере 10 наиболее востребованных и актуальных профессий на основе профессиональных стандартов, актуальных требований на рынке труда (выгрузка требований, навыков с агрегаторов вакансий) и экспертной оценки);
3. Составление прогнозных моделей компетенций (для проектирования программ дополнительного профессионального образования – каким компетенциям необходимо обучать);
4. Анализ ожиданий и потребностей (проведение массового опроса населения РФ и целевых групп Федерального проекта «Содействие занятости» для выявления ожиданий, потребностей в программах дополнительного профессионального образования и анализ профиля компетенций).
Источники данных: агрегаторы вакансий Headhunter, SuperJob, Работа в России (названия вакансий, описание, регион, ключевые навыки, требования).
Планируемые результаты:
1. Система фильтрации нерелевантных вакансий (стоп-слова, отсутствие информации о ключевых навыках, отрасль компании и т.д.);
2. Схема кластеризации ключевых навыков, указанных в вакансиях, в соответствии с профессиональными стандартами основных групп профессий;
3. Прогнозная модель компетенций для проектирования программ дополнительного профессионального образования;
4. Оценка ожиданий и потребностей жителей РФ и целевых групп федерального проекта «Содействие занятости» в программах дополнительного профессионального образования, профиль их компетенций.