Проекты_наука и образование

Строим цифровые профили выпускников вузов


Проект направлен на сбор доступной открытой информации о выпускниках высших учебных заведений и дальнейшее использование этой информации для ответа на актуальные научные вопросы, связанные с высшим образованием.
кейс
В целях исследования были проанализированы данные университетов, в составе которых реализуют свою деятельность 72 эндаумент-фондов высших образовательных учреждений.
Для каждого университета были идентифицированы как официальные, так и родственные (факультетов, структурных подразделений) страницы в социальной сети Вконтакте. Идентификация производилась посредством поиска по наименованию университете, а также были использованы ссылки на официальных сайтах. Такие сети, как Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Youtube, Telegram использованы не были в силу ограничений данных сетей на сбор открытых данных профилей пользователей, которые были необходимы для анализа активности выпускников. Кроме того, контент официальных сообществ университетов в таких крупных сетях, как Вконтакте и Facebook, совпадает.
Для оценки активности выпускников в социальных сетях были выгружены сообщения и новости из онлайн-сообществ университетов. Для каждого сообщения также были собраны метки активности (лайки, репосты, комментарии) и идентифицированы выпускники этих университетов (осуществлена сверка с реестром выпускников). В целях построения социального профиля выпускника ВУЗов, имеющих в своем составе фонды целевого капитала, были выгружены 1 369 тыс. профилей пользователей социальной сети Вконтакте, для каждого из них был идентифицирован ВУЗ. В половозрастной структуре выпускников преобладают женщины (55%), их средний возраст 34 года, средний возраст мужчин (45%) составляет 35 лет. 
При этом, женщины преобладают в медицинских и социально-гуманитарных ВУЗах, мужчины – в физико-технических ВУЗах. Стоит особенно отметить сопоставимые доли мужчин и женщин в ВУЗах, относящихся к направлению искусства и культуры (ВГИК, ГИТИС).

Данные:
1,4 млн. пользователей социальной сети «ВКонтакте» - выпускники вузов с эндаументами

Публикации:
  • Vera V. Orlova, Vyacheslav L. Goiko, Yulia K. Alexandrova, Evgeny Y. Petrov. Analysis of approaches to study identification in social media // E3S Web of Conferences 210, 16034 (2020) https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021016034 
  • Александрова Ю.К. Идентификация выпускников ВУЗов в социальных медиа и цифровые стратегии // Современные тенденции развития непрерывного образования: вызовы цифровой экономики: материалы международной научно-методической конференции, 30-31 января 2020 г., Томск. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2020. С. 313-314;
  • Орлова В.В., Александрова Ю.К. Идентификационные практики молодежи в социальных сетях // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14-16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. – Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020 – 6003 с. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM). С. 1012-1017. DOI:10.19181/kongress.2020.125.