Проекты_бизнес

Идентифицируем целевую аудиторию в социальных сетях

Задача
Цифровой портрет потенциальных вегетарианцев и приверженцев здорового образа жизни строится на основе анализа социальной-демографической структуры жителей конкретного региона, а также их интересов, активности и анализа взаимодействия. На основе полученных результатов создается реестр потенциальных потребителей, придерживающихся вегетарианства и здорового образа жизни. Интересы подписчиков тематических сообществ определяются посредством анализа постов, вызвавших высокий отклик у пользователей конкретного региона и идентификации сообществ, распространенных среди жителей согласованного региона. 
Анализ публикаций, набравших высокий отклик среди подписчиков конкретного региона отобранных тематических сообществ, подразумевает кластеризацию и контент-анализ постов, получивших большое количество лайков, репостов, комментариев и просмотров. Тематическое поле публикаций отобранных сообществ за 2021 год включает в себя выделение кластеров, контент-анализ тематических публикаций и распределение их по тональностям (позитивная, негативная и нейтральная). Посредством вычленения тематических публикаций будет определен их источник, и на основе полученных результатов составляется реестр тематических сообществ, актуальных для пользователей согласованного региона. 
Кейс
Из социальной сети «ВКонтакте» было выгружено 1 461 865 профилей из Москвы и Московской области, которые были отнесены к вегетарианцам и веганам - 192 420 пользователей и 1 269 445 пользователей, придерживающихся правильного питания. При этом интересно отметить, что несмотря на меньшую численность населения города Санкт-Петербург, количество целевых пользователей по городам является близким (сопоставим друг с другом) – 1 205 653 профилей. Анализ возраста пользователей позволил определить, что вегетарианство как и правильное питание наиболее распространено среди молодого населения в возрасте от 18 до 34 лет. Среди вегетарианцев 42,7% пользователей отмечают в качестве главной жизненной ценности саморазвитие, что говорит о том, что вегетарианцы больше сосредоточены на себе, чем на семье. А для пользователей, которые придерживаются правильного питания более важной ценность в жизни оказалась «семья и дети», из чего можно сделать вывод о меньшей эгоцентричности. 
Ориентируясь на публикации, которые оценивают пользователи (лайки, комментарии, репосты), можно сделать вывод, что пользователи активно интересуются в социальной сети «ВКонтакте», как практичной информацией (заведений, клубов, магазинов), но и полезными статьями (авторами, которых также могут выступать коммерческие заведения). В целом, мы полагаем, что публикации отмеченные цифровым следом отражает интерес пользователя. Важно отметить схожесть предпочтений практик питания между целевыми группами на публикациях данной выборки сообществ.
Данные
Выгружено 1 461 865 профилей из Москвы и Московской области, которые были отнесены к вегетарианцам и веганам - 192 420 пользователей и 1 269 445 пользователей, придерживающихся правильного питания.  
Выгружено 1 205 653 профилей из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые были отнесены к вегетарианцам и веганам – 183 573 пользователей и 1 022 080 пользователей, придерживающихся правильного питания.
В результате проведенного поиска было обнаружено более 756 тысяч сообществ социальной сети «ВКонтакте», которые подверглись дальнейшим этапам фильтрации:
  1.  очистка от «ивентов» (событий), которые были созданы для проведения единоразовых тематических мероприятий и убраны группы, в которых не публиковались посты в период с начала 2021 года – 91 609 групп;
  2. отбор активных сообществ, в которых состоит не менее 1000 подписчиков и была активность за последний месяц (август 2021 года); объективность данных критериев обусловлена постоянством таких сообществ – они не имеют сезонности. В результате отбора было получено – 15100 сообществ;
  3. ручная очистка сообществ – 3324 групп 
Для определения целевых сообществ жителей Санкт-Петербурга для каждой группы была рассчитана доля жителей данного города среди подписчиков; в качестве минимального порога для отнесения сообщества в целевому выступила граница – не менее 25% подписчиков должны проживать в Санкт-Петербурге (указать в своем профиле в качестве региона проживания) – 223 сообщества. Далее отобранные целевые сообщества были разделены на группы: вегетарианство – 38 сообществ, здоровый образ жизни – 185 сообществ.
Для определения целевых сообществ жителей Москвы для каждой группы была рассчитана доля жителей данного города среди подписчиков; в качестве минимального порога для отнесения сообщества в целевому выступила граница – не менее 25% подписчиков должны проживать в Москве (указать в своем профиле в качестве города проживания) – 223 сообщества. Далее отобранные целевые сообщества были разделены на группы: вегетарианство – 21 сообщество, здоровый образ жизни – 96 сообществ.